Дмитрий Мустаев - психолог, звукотерапевт, путешественник. Более 10 лет назад назад он посвятил все свое время и творческие усилия развитию нового и необычного направления в психологии - звукотерапии.
-ОБУЧЕНИЕ - семинар в С-Петербурге 09, 10 и 11 НОЯБРЯ 2019-
Давно известно, что звук очень сильно воздействует на психику человека. С древних времен люди использовали ритмичную музыку для расслабления и для вхождения в гипнотические трансовые состояния. Тем не менее, исследования о влиянии звуков на психологическое состояние человека пока еще находятся в зачаточном состоянии.
Но даже те результаты, которые есть на сегодняшний день, обнадеживают и с очевидностью говорят о том, что у звукотерапии в психологии хорошее будущее.
Особое направление в этой области - использование тибетских бронзовых чаш, которые обычно называют "поющими". Такое название вовсе не удивительно, ведь звуки, которые они издают, по-настоящему живые.
Дмитрий Мустаев - один из первых психологов в Москве, кто использовал игру на этих музыкальных инструментах для коррекции психологических состояний своих клиентов, более того, он провел целую серию исследований по влиянию звуков на организм человека.
Предлагаем его статью, в которой он рассказывает историю развития метода.
Тибетские поющие чаши - новый инструмент звукотерапии.
Поющие чаши (известны также как Гималайские чаши, Тибетские чаши). Звук рождается от вибрации стенок чаши и её краев. Исторически поющие чаши делались в Индии, Непале, Тибете, Китае, Корее и Японии. В последнее время основное производство находится в Гималайском регионе и чаще известно под названием «Тибетские поющие чаши».
Поющие чаши используются в разных областях как инструмент для релаксации, медитаций, различных практик связанных с йогой, биоэнергетикой, для так называемого «звукового массажа». Все шире чаши используются в деятельности SPA-салонов, в основном, на Западе.
Поющие чаши в России проявляются все более активно, предоставляя широкое поле для психофизиологических исследований и применения на благо физического и психического здоровья человека, особенно современного городского жителя, которому среда обитания щедро поставляет поводы для негармоничных состояний.
С чего началось моя работа с поющими чашами? С двух малозаметных, в общем-то, событий. Первое состоялось, когда в 2008-м году я привез из Непала первые образцы, одну чашу себе, другую - в подарок. И обратил внимание, что два близких мне человека отреагировали на звук одной из них диаметрально противоположно. От «полного восторга наполненным воздухом в доме» до «железного обруча, сдавившего голову»! Отговорки, что эти люди слушали звук в разном настроении и состоянии, что находятся они на разных ступенях духовного развития и разных степенях приятия себя и мира, мной уже не принимались…
Второе событие произошло через год, когда я немного более осознанно общался с чашами, уже подмечая маленькие «чудеса» вокруг них. Знакомая певица и музыкант назвала одну из чаш «мажорной», сравнив с остальными "минорными". И я с интересом погрузился в теорию музыки, психоакустики и звукотерапии на факультете прикладной психологии. Примерно в тот же период я стал «робко подыгрывать» на чашах своему духовному учителю и научному руководителю Николаю Владимировичу Липецу во время проведения медитативных занятий. В
2009 году мы записали первый альбом на компакт-диске «Час Чудесных Чаш». Дальше я стал вести самостоятельные занятия с поющими чашами. В итоге мой руководитель одобрил тему дипломной работы "Психологическое консультирование с использованием звукотерапии".
После защиты диплома я стал вести по этой теме групповые тренинги, мастер-классы, мероприятия, корпоративные вечера, обучение. Постепенно это переросло в нечто большее, и я оставил офисную деятельность, полностью сосредоточившись на этом чудесном занятии.
Воздействие звука поющих чаш на человека складывается из нескольких факторов.
Всем известно, что человек в большой мере состоит из жидкости (по разным источникам, от 70 до 85%). Жидкость хорошо проводит звуковые колебания и воздействие звука на человека идет не только через органы слуха, но и напрямую – через клеточные структуры, нервные цепи и далее – в подсознание и сознание.
Обработка слуховым центром мозга звука, придание услышанному звуку или фрагменту эмоционального, логического и любого другого «отношения» происходит с запозданием на доли секунд по отношению к звуку, достигшему сознания с «обратной стороны» - через клетки к подсознанию и оттуда – к сознанию. В этом случае в нейронных цепочках не успевают сформироваться предпосылки для образования паттернов, так как тело уже отреагировало само и «сообщило» подсознанию свою реакцию, тем самым освободив каналы восприятия.
Негармонические обертоны, которые слуховой центр не смог снабдить каким-либо признаком, лишают звучание регулярности, мелодической «правильности» и привыкания, формирования паттерна «оценки», «категоризации» звука. Появляется возможность ослаблять и даже разрушать временные и устоявшиеся нейронные связи, их последовательности, отвечающие за привычки, автоматические действия и стандартные реакции.
Трансовое состояние слушателя, возникающее порой при прослушивании звуков поющих чаш, снимает большую часть напряжения в сознании и теле.
(Транс (от фр. transir — оцепенеть) — функциональное состояние психики, в котором изменяется степень контроля сознания над обработкой информации. Транс сопровождается определёнными изменениями мозговой активности, в особенности — бета-волн.
Медициной ИСС (измененное состояние сознания) признается целебным состоянием, в котором человек получает приблизительно в два раза больше отдыха, чем во время сна. Человек может спонтанно входить в ИСС под воздействием усталости, информационной перегрузки и т.п. Именно таким образом организм защищает себя от стрессов, когда их количество и сила становятся чрезмерными.
Области применения тибетских поющих чаш.
Применение поющих чаш, исходя из моего опыта групповой и клиентской работы, можно рассматривать в следующих направлениях:
1. - релаксация, в том числе «экспресс-релакс», когда за 20 минут снимается большой пласт психосоматических напряжений,
2. - медитация, изменение состояний сознания (ИСС),
3. - коррекция психосоматических расстройств, спонтанное целительство,
4. - гармонизация депрессивных состояний, работа с психотравмами,
5. - работа с зависимостями разного рода,
6. - ослабление и ликвидация последствий программируемых состояний психики,
7. - профилактика и лечение возрастных и пост-травматических изменений слуха,
8. - развитие (точнее – пробуждение) творческих способностей у людей разных возрастных и социальных категорий.
Оригинальность моего метода состоит в сочетании восточного подхода к телу и психике с западным прагматизмом, получением конкретных результатов по конкретным методикам. И это непрерывный поиск, анализ обратной связи с клиентом. Я использую известный холистический подход, взгляд на Человека в цельности его Тела-Ума-Чувств.
Мастеров, работающих с чашами, становится все больше. В связи с этим растет количество «шарлатанов от звука», использующих редкий антураж и мистическую атмосферу, не особо разбираясь в воздействии Звука на Человека.
Один мой подписчик в ВК прямо попросил, мол, «расскажите мне по-быстрому, как это работает и научите стучать по чашкам, а то звукотерапевты в последнее время деньги гребут немалые, я тоже хочу!» Поэтому я исследую разные формы звукотерапии. И поэтому мне хотелось бы объединить мастеров поющих чаш, чтобы клиенты всегда могли проверить репутацию звукотерапевтов.
Одна клиентка, работавшая неподалеку от моего кабинета, приходила в обеденный перерыв на короткую сессию, пара встреч в неделю давала ей запас энергии и спокойствия. А для своих коллег, в пору моей работы в офисе одной крупной организации, я придумал «Саунд-ланч», который восстанавливал силы и способность к концентрации, повышал эффективность ежедневной деятельности.
В настоящее время в клиентской работе я успешно применяю несколько собственных методик:
«Поющие чаши в гамаке» (экспресс-релакс и полный вариант звуковой сессии),
«Дорожка обертонов» (регрессионная психотерапия),
«Звук Отпускания» (работа с психо-травмами),
«Чаши-антагонисты» (в практиках приятия и интеграции полярностей),
«Палсинг с поющими чашами»,
и упомянутый «Саунд-ланч» - практика для тех, кто в офисе.
Я сотрудничаю с поэтами, художниками, чайными мастерами, йога-инструкторами по объединению практик со звуком Поющих чаш.
Перспективы метода.
Поющие чаши – мало используемый психологами яркий феномен в мире звукотерапии. И сам по себе, и особенно в умелых руках он способен стать серьезным инструментом на пути познания человеком себя и мира.
В психологической работе у меня имеется опыт он-лайн консультаций в ходе Skype-сессии. При этом синхронизация достигается одновременным звучанием одной и той же записи поющих чаш, как у клиента, так и у психолога. Он-лайн сессия может вестись и голосом, и чатом (перепиской).
Также есть опыт общения со звуками поющих чаш беременных женщин и их будущих деток, на разном сроке вынашивания плода. Это может стать обширной темой исследований в области перинатальной психологии.
Отдельное направление – аутизм. Детишки с этим анамнезом очень восприимчивы к звуку, есть методики работы с ними.
Мои планы просты и, в то же время, глобальны: выпуск собственных поющих чаш с заданными характеристиками для музицирования, психотерапии и духовных практик. Мечтаю создать свой центр, открыть Школу здорового образа жизни. Для этого я провожу обучение, индивидуальные и групповые встречи, общаюсь с мастерами в области цветных металлов, колокольного дела, В планах также создание и участие в работе ассоциации Мастеров звука.
Личный сайт Дмитрия Мустаева http://www.mustaev.org/
Комментарии